Разблокирование интересной жизни: дневник
эмоций
«Что значит жить интересно?» — это, на мой
взгляд, вопрос не столько о том, что делать в жизни, но о том, как ее
воспринимать, с какой позиции к ней относиться.
«Жить интересно» — это определенная
способность, умение, позволяющее проживать момент за моментом максимально полно
и насыщенно. Оно дает особое качество процесса жизни. То, что при этом
открываются возможности и реализуются цели — это приятный побочный эффект.
С этой точки зрения становится актуальным
вопрос «а как развить в себе способность жить интересно?» (и, похоже, все
пространство этого журнала — это множество возможных ответов на этот
вопрос...). Однако сейчас я хочу «перевернуть» этот вопрос и задать его вот
так: «как устранить „блоки", препятствия между человеком и его способностью
жить интересно?».
Что мешает жить интересно?
Какие именно «блоки»? Вот это, мне кажется,
ключевой момент. Давайте для примера возьмем какое-нибудь состояние, в котором
способность «жить интересно» блокируется — и рассмотрим, как оно устроено.
Мне в силу личного и профессионального
опыта приходит в голову, что одно из таких состояний — это депрессия. Сразу
хочу сказать, что для каждого человека, сталкивавшегося с депрессией, ее
переживание уникально, так что, возможно, в описании, которое я приведу ниже,
вы найдете что-то, что соответствует вашему опыту, и что-то, что не
соответствует. Пытаясь понять, как устроена депрессия, я во многом опираюсь на
модель, принятую в когнитивной терапии.
В переживании депрессии очень важную роль
играет утрата интереса и способности получать удовольствие от тех занятий,
которые раньше человеку нравились. При этом изменяется способность произвольно
направлять внимание: оно «застревает» на негативных моментах, и даже не столько
на негативных моментах в настоящем, сколько на болезненных или вызывающих
сожаления или ностальгию воспоминаниях о прошлом, а также на тех образах
будущего, с которыми у человека связаны разные страхи. Добавьте к этому
телесный дискомфорт от хронической усталости и мышечных зажимов — и окажется,
что находиться в настоящем моменте человеку, страдающему от депрессии, очень
трудно.
Центральный элемент этого паззла — ощущение
«заберите меня отсюда, мне так это все надоело, я не в силах больше это
чувствовать и думать эти мысли». Это желание закрыться от жизни, сбежать от
того, что происходит здесь и сейчас, в ту или иную форму «убийства времени».
Это ощущение — не столько отражение
действительности, как она есть, сколько результат пропускания впечатлений через
определенный умственный фильтр. Во внешнем мире происходят события, мы
воспринимаем их так или иначе через тело, возникают впечатления, а дальше ум
подходит к ним с «мерной линейкой» и оценивает их соответствие своим
представлениям о «должном». И, как правило, обнаруживает то или иное несоответствие,
воспринимает это как проблему, начинает искать решение; в прошлом опыте
обнаруживает ситуации, когда решение в похожих условиях найдено не было; делает
из этого выводы о некомпетентности и недееспособности человека; экстраполирует
отсутствие решения в будущее и составляет прогноз: как именно все будет плохо,
если проблема не будет решена... А эмоции и чувства (например, раздражение,
разочарование, уныние, отчаяние) возникают уже как общий вывод из всех этих
построений.
Данная умственная активность уже происходит
не только в отрыве от изначального впечатления от события из внешнего мира, но
и в отрыве от того, что происходило в мире и в теле после этого... Большинство
людей в большей части случаев ее не осознает и продолжает действовать в мире
«на автопилоте», в то время как внимание занято разглядыванием картинок из
прошлого опыта и драматических сценариев, предлагаемых воображением. А
«автопилот», в свою очередь — это чаще всего инструкции, составленные в
прошлом, причем не нами.
Мы перестаем быть открытыми опыту,
возникающему от момента к моменту, из-за негативных чувств, которые испытываем.
А эти чувства, в свою очередь, являются следствием определенных привычек в
работе ума — привычек, которые мы, как правило, не осознаем. Мы не входим в
непосредственное взаимодействие с миром, потому что передаем управление
собственным поведением «автопилоту». Это верно для большинства людей, а не
только для тех, кто страдает от депрессии. Просто на примере депрессии эти
блоки между человеком и его способностью «жить интересно», пожалуй, наиболее
заметны.
Практика
внимательности (mindfulness)
В последние годы в мире очень возрос
интерес к практике внимательности (mindfulness). Изначально, много сотен лет
тому назад, она возникла как часть буддистской традиции. Но сейчас ее
используют и те, кто не считает себя буддистом (в частности, и те, кто
привержен другим религиям и философиям). Практика внимательности направлена на
то, чтобы отключить автопилот и научиться обращаться к опыту — любому опыту — с
доброжелательным интересом. И уже на основе этого принимать решения.
Практика внимательности — это способ
изучать повседневную работу собственного ума и развивать осознанность, не
отождествленную ни с какими психическими процессами: «Есть мысли, чувства и
ощущения, они возникают и проходят, как облака, проплывающие по небу. Я — это
небо, а не облака». Она позволяет увидеть привычки ума (хотя бы некоторые) как
фильтр восприятия и войти в соприкосновение с ощущениями и впечатлениями от
происходящего в настоящий момент, не подвергая их интерпретации и не выстраивая
вокруг них драматических сценариев. Это дает переживание большей полноты жизни.
Возможность не отождествляться с собственными мыслями, чувствами и телесными
ощущениями дает большую свободу — становится возможным осознанно и произвольно
погружаться в этот поток содержаний опыта на ту глубину, на которую хочется.
Сейчас практика внимательности считается
признанным «неспецифическим фактором эффективности» психотерапии. На ее основе
создаются терапевтические программы для индивидуальной и групповой работы,
применяемые для пациентов, страдающих от болевого синдрома и других последствий
физических травм, от хронических заболеваний, от депрессии и т.п. Если вам
интересно узнать о них подробнее, рекомендую вот эти книги:
На русском языке есть книга Тик Нат Хана
«Чудесная внимательность» (или «Чудо внимательности», в зависимости от
перевода).
Дневник
эмоций
Исследование работы собственного ума более
эффективно, если сопровождается письменными практиками. Они используются в
различных терапевтических программах, основанных на практике внимательности,
которые я упоминала выше. В этой статье я хочу предложить вам два варианта
письменной практики для исследования эмоций.
Первый вариант используется в программе
когнитивной терапии депрессии. Участникам предлагается в течение одной недели
ежедневно вести записи о позитивных эмоциях, а потом, тоже в течение одной
недели — записи о негативных эмоциях. В обоих случаях записи предлагается вести
согласно одной и той же структуре, и удобно, оказывается, использовать для
этого таблицу:
Используя эту письменную практику, бывает интересно отследить, о чем писать проще, о чем — сложнее, в каких ситуациях кажется проще вообще не записать событие и связанный с ним опыт и т.п. Если вам удастся писать в течение недели о 2-3 достаточно ярких переживаниях ежедневно, у вас уже наберется достаточно материала, чтобы сделать для себя какие-то выводы. Если получится только в течение 2-3 дней — материала будет меньше, но и это гораздо лучше, чем ничего. Выберите время, чтобы перечитать написанное, и напишите рефлексивный отклик.
Я использовала дневник эмоций в своей первой (незавершенной) диссертационной работе, исследуя динамику отношения людей к собственным эмоциям под воздействием наблюдения за негативными переживаниями и их исследования. Впоследствии, переключившись на другую тематику, я отдала материалы исследования Татьяне Лапшиной, и она разработала свой вариант дневника эмоций, который я приведу ниже. Он состоит из девяти вопросов:
Какая ситуация вызвала у вас эмоциональный отклик? Опишите ее вкратце.
Какие чувства/эмоции вы испытали?
Если бы эмоция могла бы говорить — о чем бы она могла вам сообщить? Или к каким действиям вас побуждала?
Какие возникли мысли после пережитых эмоций?
Каким образом вы выразили свои эмоции?
Можно ли было выразить эмоции по-другому? Опишите как.
Как отреагировали на ваше поведение окружающие?
Что из пережитого опыта вы можете отнести к положительным последствиям ситуации?
Что из пережитого опыта вы можете отнести к негативным последствиям ситуации?
Если у вас есть время и желание, попробуйте сначала один вариант дневника эмоций, а потом другой, и посмотрите, как различаются результаты наблюдения в зависимости от того, фокусируемся мы на телесных переживаниях — или на роли эмоций во взаимодействии с другими людьми.
Дарья Кутузова Разблокирование интересной жизни: дневник эмоций http://interesno.co/mag/c528f6e351c1
|