Психологическая мастерская Вторник, 23.04.2024, 18:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Неврозы и формы неправильного воспитания

 

Невроз - это психологическое расстройство. Неврозом называют множество разных состояний: астения (бессилие), истерия, навязчивые мысли...  Но у этих проявлений есть одно общее, у них один источник - это психологический конфликт. Это может быть как  внешний, так и внутренний конфликт.
Всякий психологический конфликт требует психологической защиты. Психологическая защита - это такие внутренние механизмы, которые удерживают человека в стабильном, уравновешенном состоянии. Например, сублимация -  смена установки (сексуальная энергия трансформируется в творчестве). Бывают и неадекватные способы психологических защит - например, притвориться, забыть (вытеснение), отрицать важность (отрицание)...
То есть, защита - это то, Как мы приспосабливаемся к этому миру. Механизм психологической защиты может быть  способность проигрывать в уме неудачу. Тогда, в случае неудачи, конфликт будет не очень сильным. Установка только на успех, с одной стороны, помогает двигаться вперед, но с другой, в случае неудачи, будет сильный внутренний конфликт, разочарование и чувство собственной неполноценности. Поэтому, если механизм психологических защиты не адекватен - развивается невроз.
Невроз можно определить как заболевание нервной системы. С позиции нейрофизиологии, при неврозе в коре головного мозга расстраиваются процессы возбуждения и торможения.
С позиции психологии  неврозы  - болезни личности.

Теперь поговорим о конфликтах, ведь именно они основа невроза.

Все многообразие психологических конфликтов, которые встречаются в жизни, можно свести к трем их разновидностям: истерический, психастенический и неврастенический конфликт.

1. Истерический конфликт, когда высокая самооценка личности не совпадает с более низкой оценкой со стороны окружающих. Уровень притязаний личности высок, а ситуация этому не соответствует. Возможности личности невелики, а установки на высокую самооценку фригидны, неподвижны. Критическая оценка ситуации осуществляется личностью исключительно в приемлемом только для себя плане.
2. Психастенический конфликт - конфликт между потребностями личности, ее желаниями и невозможностью их удовлетворить по причине морали, долга. Конфликт между влечением и долгом по принципу «хочу, но нельзя», «не хочу, но нужно», «все понимаю, но ничего сделать с собой не могу».
3. Неврастенический конфликт возникает в результате несоответствия между высоким уровнем притязаний к себе или высокими требованиями к личности со стороны окружения и недостаточными физическими (соматическими) возможностями этой личности; конфликт, когда высокие цели и задачи личности при самом добросовестном стремлении не могут быть выполнены из-за низких физических или умственных способностей личности.

В зависимости от типа конфликта врачи классифицируют неврозы.
Их делят на истерию, психастению (невроз навязчивых состояний) и неврастению.

Как я уже говорила, неврозы возникают у людей со слабой, неадекватной психологической защитой.
Теперь разберемся, почему она оказывается слабой и неадекватной?

Отношения с окружающим миром у человека начинают развиваться буквально со дня его рождения.
Именно отношения детского возраста (воспитание) ложатся в основу личности, именно они закладывают фундамент будущего взрослого человека, определяют его установки, формируют их.
Под влиянием отношения детства, в их взаимосвязи с темпераментом формируется характер, личность.

Все многочисленные формы неправильного воспитания можно свести  к трем типам:

воспитание по типу непринятия, гиперсоциализирующее и эгоцентрическое.

1. Воспитание по типу «непринятия» обусловливается некоторыми факторами, осознаваемыми, а порой и неосознаваемыми родителями.

Сюда относятся: нежелательность ребенка по полу (рождение мальчика вместо желаемой девочки и наоборот), нежелание одного или обоих родителей иметь ребенка. В тех случаях, когда родители студенты и еще непрочно стоят на ногах; когда неблагоприятны жилищные условия; когда в период беременности выявляется острый конфликт в семье, ребенок связывает родителей, становится препятствием к расторжению брака, заставляет жить с нелюбимым человеком. Бывает, что ребенок вообще некстати — «пожить бы еще вдвоем в свое удовольствие!».

Все это может осознанно или неосознанно влиять на процесс воспитания. К такому же типу можно отнести и жесткое, тираническое воспитание, не учитывающее запросов ребенка, его индивидуальные особенности; ироническое отношение к ребенку, недооценка его психических и физических данных, особенно если реально существуют физические или психические дефекты. Все это ведет к развитию чувства неполноценности, мнительности, тревожности. При воспитании по типу «непринятия» родители либо чрезмерно требовательны, тщательнейшим образом регламентируя и контролируя действия ребенка, навязывая ему единственно возможный тип поведения, либо пускают все на самотек, полностью игнорируя его трудности,

Такое воспитание ведет к формированию личности с быстрой истощаемостью нервной системы, неустойчивостью к жизненным трудностям. Дети с холерическим темпераментом могут стать агрессивными, честолюбивыми (при неустойчивости к трудностям и низкой работоспособности), взрывчатыми, подозрительными, завистливыми. Они длительно переживают неудачи, срывы. Сангвиники приобретают черты чрезмерной степенности, осторожности и благоразумности, недетской практичности, уступчивости, скрытности и недоверчивости. Флегматики при таком воспитании становятся завистливыми, нерешительными, замкнутыми, робкими.

2. Гиперсоциализирующий тип воспитания. Оно чаще встречается в семьях, где родители тревожны, мнительны, особенно в отношении статуса ребенка среди сверстников, его успехов в учебе, спорте. Такое воспитание обычно бывает в семьях с единственным ребенком, нередко слабым физически; в семьях, где родители уже «в возрасте», где наконец-то появился долгожданный ребенок. В таких семьях большое число взрослых, и каждый из них чрезмерно печется о развитии ребенка, вносит свою лепту в его воспитание.

Для гиперсоциализирующего воспитания характерны требования «кормить в строго определенное время», «учиться только на пятерки», «говорить только правду в глаза». Дети, как правило, получают многопрофильное образование с обязательным требованием успехов в каждом виде занятий (иностранные языки, математика или физика, балет, музыка, спорт и т. д.). Далеко не все дети могут справиться с такими физическими и информационными перегрузками. Неудачи в таких случаях неизбежны, а они ведут к чувству «не оправдавшего надежд», к ощущению собственной неполноценности. Это чувство усиливается частым напоминанием отца или матери, что они в эти годы достигли таких-то высот. Дети приобретают черты зависимости, гиперсоциальности, легко истощаются, устают. Тревожность и мнительность — обычные явления в таких случаях. Для детей с холерическим темпераментом, кроме того, характерны жесткий самоконтроль, невротическая фиксация на значимом, педантичность, высокое чувство долга и дисциплины, страхи при неудачах.

Сангвиники нередко становятся плаксивыми, нерешительными, склонными к самообвинению, сверхдоверчивости, сентиментальности, уступчивости, невротическим реакциям со страхом при неудачах или срывах. Дети-флегматики становятся замкнутыми, приобретают черты чрезмерной благоразумности, пассивности и застенчивости.

При таком воспитании дети сверх меры тревожатся о здоровье родителей, поскольку постоянно чувствуют свою зависимость от них; они в курсе дел старших и весьма озабочены относительно настоящего и будущего благополучия семьи; как правило, они становятся обидчивыми, ранимыми.

3. Воспитание по эгоцентрическому типу встречается в семьях, где ребенку навязывают представление о самом себе как о «единственном», «смысле жизни», «младшеньком», «кумире», «единственной радости» и т. д. Все члены семьи вначале добровольно, а затем в принудительном порядке попадают в зависимость, в рабство к ребенку. Нет в семье никаких и ничьих интересов, кроме интересов маленького тирана. Ему дозволено все желать и все делать. Слово «нет» в его адрес не говорится. Ребенок в таких семьях — «пуп земли». Родители руководствуются принципом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Достаточно малейшего неудовольствия ребенка, не говоря уже о слезах, как любые требования его удовлетворяются. Довольно демонстративно самый лучший, самый сладкий кусок отдается ребенку, который постепенно привыкает к этому, воспринимая как должное. Таким образом создаются искусственные условия жизни без трений, без малейших шероховатостей, что ведет к подавлению приспособительных функций, развитию и укреплению потребительского отношения к окружающим, а при встрече с трудностями, со сложностями окружающей действительности вне родительской опеки формируются черты тревожности, неполноценности на фоне повышенной агрессивности.

При эгоцентрическом воспитании у детей с любым темпераментом формируется низкий уровень трудоспособности, истощаемость, неустойчивость к трудностям, невротическая фиксация на значимом, упрямство, длительное переживание неудач, взрывчатость, конфликтность.

Особо следует отметить гипосоциальность, под которой понимают стремление выглядеть хорошо за чужой счет, пользование благами общества, не давая ничего взамен.

Холерики становятся бескомпромиссными, излишне упорными в достижении цели, эгоцентричными, требовательными по отношению к окружающим, агрессивными. Сангвиники при эгоцентрическом воспитании отличаются незрелостью эмоций, несамостоятельностью, нестабильностью взаимоотношений со сверстниками, чрезмерной общительностью при непостоянстве, нестойкости связей; их контакты и привязанности очень поверхностны. Они становятся демонстративными, открытыми, беззаботными, склонными к истерическим реакциям, к обвинению окружающих во всех своих неудачах. Из флегматиков формируются интраверты — противоречивые личности. Такие дети, а в последующем и взрослые, внешне самоуверенные, гордые, сильные, независимые, а внутренне — обидчивые, ранимые, робкие. Внешне стремятся к лидерству, а внутренне не уверены в себе, пассивны.

 

(по материалам Рухманова А.А. Неврозов можно избежать)

 

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • психологи на b17

  • Copyright MyCorp © 2024