Качества личности
Цель статьи – помочь отличить истинные качества от «насаженных» искусственно. Показать, как формируются истинные качества личности и как их можно сформировать взрослому человеку.
В психотерапии легко увлечься как долгой насыщенной «работой над собой», так и «волшебным быстрым исцелением». Но какие бы ни были цели психотерапии, формирование определенных качеств личности – это необходимые промежуточные подцели. Эти маячки помогут не проваливаться ни в одну из крайностей.
Качества человека подобны кирпичикам, из которых выстраивается дом – его личность. Если строить этот «дом» как попало – он будет непрочный, неуютный, сквозь стены будет задувать ветер и течь крыша. ((Хорошие метафоры для воспитательного процесса…Хочу сразу заметить, цель воспитания – не сформировать качества личности, а дать возможность ребенку самому это сделать!
Думаю, до сих пор не известно, является хорошее (в смысле умное) воспитание гарантией хорошего характера, с набором хороших человеческих качеств или нет. Хотя очевидно, что плохое воспитание, безусловно, портит и характер, и вообще жизнь человеку.
Качества личности начинают формироваться с того момента, когда ребенку объясняют, что есть хорошо, а что плохо. Ребенок впитывает эти объяснения и старается соответствовать эталонам. Старается быть добрым, как мама или сильным, как папа. Истинные качества нарабатываются и становятся частью личности, когда ребенок сам принимает решение стать каким-то, быть на кого-то похожим. Проблемы начинаются тогда, когда ребенку «насаждают» качества и не дают их «вырастить» естественным путем.
- Ты же добрый мальчик, поделись ведерком…
Только он еще не решил – хочет он быть добрым или нет. И, даже, не понял, что это такое «быть добрым». Поэтому, послания о том, каким ДОЛЖЕН быть ребенок, что ДОЛЖЕН чувствовать, чего ДОЛЖЕН хотеть – самые опасные для развития личности.
Ребенку необходимо самому определять – какой он есть и каким хочет быть. А так же, самому наблюдать результаты своего выбора. Помочь ребенку можно, если обсуждать с ним его ситуацию. Задавать вопросы!!! А не давать ответы! Что ты чувствовал? Что решил? Чего бы хотел? Как хотел бы поступить??
Когда качества привиты искусственно, человек вырастает незрелым. Имея взрослое тело, образование, и вроде как все признаки взрослой жизни, в некоторых сферах жизни, а иногда и вообще по жизни, он остается ребенком. Бывает так, что при первом знакомстве такой человек транслирует целый букет позитивных качеств. Потом недоумеваешь – куда они только исчезают? Да и сам человек искренне верит в свои добродетели. А когда проявит слабости – всегда найдет причину, оправдание или виноватых.
Работа с качествами личности важна, так как качества концентрируют в себе и эмоции человека, и ценности, и стиль жизни, и убеждения, взгляды… В терапии можно идти от частного к общему (работа с эмоциями и убеждениями- влияет на характер и качества личности), а можно наоборот, от общего к частному (нарабатывая определенные качества меняем другие структуры бессознательного). Но, даже прорабатывая эмоциональную или интеллектуальную сферу, необходимо как бы ставить такие маячки: обозначать, для чего ведется работа, какие именно качества формируются.
Работа непосредственно с качествами личности возможна, когда у человека остается минимум искажений, когда ложные убеждения не затмевают разум, когда эмоции и чувства становятся «выносимыми» и понятными, и когда становися тпонятно, что общечеловеческие ценности – это не ограничители свободы, а источники свободы…
До этого момента, «желание быть хорошим» терапевтируется (лечится).
Упустив возможность проявлять свое Я и нарабатывать истинные качества этого Я в детстве, взрослому человеку очень сложно наверстывать! Есть хорошие техники в гештальт-терапии. Посадив, например, свою слабость напротив, поговорив с ней…приняв ее как часть себя – становишься по-настоящему сильнее. В транзактном анализе, приняв своего «глупого», «запуганного» внутреннего ребенка, усиливаешь свою разумную взрослую часть.
Благородные качества становятся достоянием, когда в самое сложное и тяжелое время ты окунулся целиком в жизнь и не «убегаешь» от реальности, остаешься «здесь и сейчас»… когда тебе плохо, и хочется мстить и наказывать, обвинять и судить, ты принимаешь решение в глубине души быть немного добрее, немного терпимее и великодушнее… совсем немного… ровно настолько, насколько это возможно именно для тебя…
Волевые качества нарабатываются не через насилие над собой, а через осознанность. Когда внутри себя, вместо таких "волшебных пендалей", ты говоришь : это будет мне полезно... Когда находишь способ с собой договориться, а не стараешься запугать.
Я сейчас обратила внимание только на неразвитые положительные качества личности. Я делаю акцент на том, что именно невозможность развивать положительные качества создает много проблем с отрицательными. Возможно, для кого-то это более легкий путь. Легче подавить страх, чем развить в себе смелость. Легче притвориться добродетельным, чем воспитать в себе настоящую добродетель. Легче подавлять, притворяться и врать, чем делать ежедневные усилия на пути к улучшению своей личности. Ну а кто-то просто не понимает принципа полярности качеств. Думает, если уничтожить "плохое" в себе, "хорошее" и само вырастит. Но так не бывает. Уничтожая "плохое", мы убиваем часть себя, свои потенциалы.
Обращая пристальное внимание на качества личности, я обнаружила еще одно просто парадоксальное явление! Подавляться могут не только негативные, но и позитивные качества. Человек может, конечно, скорее бессознательно, прятать и стыдиться своих благородных качеств. Это происходит по причине того, что такой человек живет ниже своего уровня. Очень заниженная самооценка компенсируется общением с людьми ниже статусом, за счет которых такой человек чувствует себя более значительным. Конечно, чтобы заслужить право быть своим в этом обществе, хорошие качества будут скрываться…
|