Психологическая мастерская Среда, 24.04.2024, 09:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Характер и этапы формирования личности

Откуда берутся «плохие характеры » и «хороши характеры»?...

Конечно характеры формируются в детстве.

Те люди, которые были очень  травмированы в детстве, будут иметь скорее «плохой» характер, чем «хороший».

Сразу хочу предостеречь, травмы детства не дают ни морального, ни юридического права поступать дурно с другими.

Мы приходим в семью по определенным кармическим законам.  «Тяжелое детство» нам дается для определенной цели: или наработать необходимые качества души или исправить искажения души (хотя одно с другим неразрывно связано).

Итак, как "рождается" характер человека.

Можно сказать, у характера  два основных источника:

1. Неудовлетворенная потребность.

2. "Защиты" от реальности, которые человек использует, чтобы преодолеть сложности (боль, тревогу, страх и тд).

 

    Характер человека, прежде всего, связан с понятием «потребности». Как человек удовлетворяет потребности – такой у него и характер.

А еще вернее, как удовлетворялись потребности человека в детстве – такой у него и сформировался характер.

1. Первый этап в жизни ребенка (0-1,5 года) . Этот этап назвали оральной фазой. На этом этапе для ребенка очень важно, чтобы его кормили, когда он просит, чтобы ему было тепло и комфортно. Если на этом этапе ребенка забывали покормить, кормили строго по часам, перекармливали, держали или в холоде или в жарком, душном помещении и т.д. – в будущем у него будет определенный характер. Чаще всего, в этих условиях выростает депрессивная личность.

Я бы сказала, что это человек, у которого нарушено основание психики. Такому человеку очень сложно наполнить свое "Я" содержанием. Что дает чувство внутренней пустоты.

Часто это люди, у которых царственный вид. Их представление о самом себе несколько преувеличено (такая защитная реакция). Но в моменты отчаяния преобладает чувство беспомощности.

Так же можно сказать, что эти люди очень привязчивые, даже «прилипчивые». В экстремальной ситуации могут "высосать" чужую силу, энергию, так как не способны "стоять на своих ногах".

Агрессия у них очень слабая. Поэтому, нет сил желать чего-то или добиваться желаемого. Эти люди надеются получить желаемое без усилий.

Гнев у них заменяется раздражением. Само чувство «гнева» этим людям не понятно.

Люди с оральным характером часто  страдают головными болями.

 Итак, эти люди слабо стоят на ногах, нуждаются в поддержке других, низкий уровень энергии, при неудовлетворении потребности впадают в депрессии. У некоторых эти черты очень замаскированы компенсирующими позициями (демонстрация независимости, собственной важности, выносливости и т.д.)

2. Далее идет  тоже очень важный период в жизни ребенка: 1,5 - 3,5 года. Это анальная фаза. Можно сказать -  фаза ИНДИВИДУАЛЬНОГО развития. В этом возрасте ребенок начинает проявлять свое "Я", поэтому очень легко сделать ребенка стыдливым и нерешительным.

В этот период для ребенка важно получать информацию о мире вещей, узнать, как эти вещи называются.  Главное на этой фазе дать ребенку знания о мире и о его "Я".  Так же очень важно позволять ребенку выражать свои настоящие чувств, проявлять эмоции.

Самая большая проблема для ребенка этого возраста – это когда его не замечают, не отвечают на его вопросы и не позволяют выражать свои чувства.

У  Лоуэна характер, неправильно сформированный на этой фазе называется ригидным. Ригидность (упрощенное значение) – жесткость, упругость, негибкость. Т.е. тяжело менять способы поведения. А характер ригидный отличается тем, что для человека очень важно в любой ситуации выглядеть достойно и соответствовать ожиданиям значимых людей. Жизненная философия такого человека чаще заключается в фиксации на хорошем и на отрицании плохого.

"Я" такого человека тяжелое и негибкое. Это суровые храбрецы, разочарованные и обиженные.

Люди с ригидным характером часто страдают запорами. Скорее всего, это связано со страхом выражать истинные чувства и эмоции.

Они отличаются от орального типа тем, что в сложной ситуации очень напрягаются и продолжаются действовать. В то время как оральный тип вообще избегает неприятных ситуаций.

Итак. Экспрессия (яркое проявление чувств) такого человека блокирована, поэтому ему сложно выражать свои чувства. Для этого человека очень важно выглядеть достойно. Поэтому вместо того, чтобы «переживать» эту жизнь, он «делает вид». Он часто задается вопросом: а соответствую ли я...?

Это человек целеустремленный, но его целеустремленность очень напряженная. Когда можно было бы уже и расслабиться, он продолжает вгрызаться в проблему, пока абсолютно и во всех аспектах не решит ее.

3. Мазохистский тип характера. Формируется при неудовлетворении потребностей (или излишнем удовлетворении) на фазе 3-5лет. Этот возраст характеризуется САМОУТВЕРЖДЕНИЕМ («Я сам», «Я сам знаю»). У ребенка уже есть информация о мире, и он пытается сам решить, что с ней делать, т.е. быть самостоятельным. В этом возрасте важно с одной стороны, дать возможность ребенку быть ребенком, а с другой -  принимать самостоятельные решения.

При неудовлетворении потребностей этой фазы формируется мазохистский тип характера. Образ человека с таким характером: «Хороший мальчик/девочка», «Невинный ребенок», «Ангел». Его «Я» - разрушено. Разрушено чрезмерным давлением, подавлением (когда, например, мудрая мама всегда знает что для ребенка лучше!)

Эти люди отличаются упрямством, суетливостью, неловкостью. Они часто переживают тревогу из-за ситуации , которая еще не случилась. Лоуэн сказал: дьявол в каждом случае мазохистской структуры. Имея в виду то, что этим людям присуще очень сильное недоверие и сомнение. А недоверие и сомнение – антагонисты нежности и любви. Эти люди страдают одиночеством. У них присутствует ощущение «бесхребетности»…поэтому им сложно найти поддержку в самом себе. Они мало общаются. Им кажется, что окружающие недоброжелательно к ним относятся.  Но именно вследствие "низкого уровня коммуникативных навыков их объективная неловкость в социальных ситуациях может вызывать такие реакции окружающих, которые подтверждают их мрачные предположения". "Преувеличивается не только негативное отношение окружающих, но и вообще риск и опасности повседневной жизни". "Позиция покорности и угодливости характерна для мазохистского поведения". "Больше всего силен психологический страх быть отрезанным от родительских отношений". (Лоуэн)

Вот три основные типа: оральный («Я» не наполнено), анальный («Я» - негибкое), мазохистский («Я» разрушено). Везде мы видим проблемы в структуре Я. Можно сказать – это люди со слабым Я. Проблемы у мужчин и женщин этих типов общие.

Далее возникают проблемы другого характера. Мужчины и  женщины их  переживают по-разному.

4. Фаллический  этап развития (3-6 лет). Складывается и преодолевается эдипов комплекс . Формируется совесть. Только совесть на земном уровне. Усваиваются моральные нормы – законы людей.

В этом возрасте девочки играют роль женщин, а мальчики – мужчин. Конечно дети тренируются на родителях. Девочка может кокетничать с папой, проявлять заботу, нежность. Мальчик учится быть джентльменом, тренируясь на маме. Конечно, это все имеет очень мало связи с сексуальностью. Это просто игры, через которые дети формируют взрослые модели поведения: роль женщины и роль мужчины. Когда такое поведение прерывают, стыдят и игнорируют – формируется определенный характер (я бы сказала нарушение характера).

 Итак, нарушения на этом этапе способствует формированию  истерического характера у женщин и фаллически-нарциссического характера у мужчин.

Истерический характер. Для девочки первым сексуальным объектом является ее отец. В  эдиповой ситуации многое зависит от реальной роли отца в детстве и  подростковом возрасте девочки. Его суровая авторитарность может вызвать у девушки сильный страх перед мужчинами. В таком случае не только сдерживается генитальное желание, но и в результате фрустрации блокируется и подавляется злость. Еще важнее конфликт с матерью, которую девочка воспринимает как соперницу.

Основу истерического характера составляет амбивалентное (двойственное) : с одной стороны страх перед мужчинами, с другой – сильное желание, влечение к мужчине. 

Женщины с истерическим характером ведут себя вызывающе. А сблизиться с мужчиной не могут.

Фаллически-нарциссический характер.

Кратко об этом характере:

- избегает глубоких чувств;

- никогда не терпит неудач;

- самоуверенность(как защита от глубинного страха).

 Чаще всего люди этого характер успешны в обществе. Благодаря свободной агрессии социально активны, импульсивны, энергичны и продуктивны.

Проблемы часто связаны, как и в случае истерического характера у женщин, с неспособностью испытывать глубоких чувств, сближаться с партнером.


   Характер также зависит от "защит", которые человек использует чаще всего. У каждого человека есть защиты, которые становятся частью его индивидуального стиля борьбы с трудностями. Когда такого характера становится "много" - он называется акцентуацией. Я думаю, у каждого из нас, в той или иной степени они имеются.
Итак, акцентуации (усиленные черты характера):
Шизоидный тип акцентуации характера. Замкнутость - основная черта. Отсутствие близких людей, нет желания строит доверительные отношения. Он живет не для того, чтобы жить, а для того, чтобы выжить. Отношение к окружающим  несколько презрительное. (защиты: примитивная изоляция, отрицание)
Нарциссический. Они очень озабочены тем, как они воспринимаются другими людьми. Стержневой чертой является преувеличенное чувство собственной значимости. Часто мечтают о безграничном успехе, власти, идеальной любви. (защиты: идеализация)
Параноидальный тип. Очень подозрительны и недоверчивы к людям в целом. Обвиняют других в своих проблемах. (защита: проекция)
Обсессивно-компульсивный.  Обсессивные - это те, для кого наивысшую ценность представляет "думание", а  компульсивные - те, для кого важнее "делание. Основная черта - педантичное чувство порядка. Они сильно озабочены проблемой контроля и твердых нравственных принципов.  (защиты: интеллектуализация, рационализация и др)
Психопатический. Равнодушие к чувствам других, пренебрежение социальными нормами. Они считают себя всегда правыми. Отсутствует чувство стыда. Основная потребность такого человека - иметь власть над другими. (защита: всемогущий контроль)
Истерический. Главное самоощущение истерика — чувство маленького, пугливого и дефективного ребенка. У них высокий уровень тревоги. Из-за высокого уровня тревоги и конфликтов, от которых они страдают, их эмоцио­нальность может казаться окружающим поверхностной, искус­ственной и преувеличенной. В общем: показной характер, внушаемость, постоянный поиск сильных впечатлений, чрезмерная озабоченность своей внешностью. (вытеснение, идентификация)
Депрессивный или маниакальный характер. Депрессивные зацикливаются на каждом своем неблаговидном поступке, не принимая в расчет свои добрые дела. Они думают, что в сущности они плохи. Они очень стараются быть хорошими и боятся разоблачения. Они очень боятся критики. А еще больше они боятся что их бросят. Мания - обратная сторона депрессии. В маниакальном состоянии появляется энергия, возбуждение. Таким образом, депрессивность таких людей часто переходит в манию: глубокая печаль сменяется гневом, ненавистью, желанием во что бы то ни стало доказать свою правоту. (защита: интрооекция)
Мазохистский. Человек с акцентуацией этого типа терпит боль и страдание в надежде на некоторое последующее благо. Основа - комплекс неполноценности. Им кажется, что окружающие негативно настроены в их адрес. Им тяжело быть в центре внимая. Они всегда готовы услужить. Дружесткие отношения могут полностью отсутствовать.


Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может перерасти в расстройство личности.

Ф.Перлз  сказал: у самой богатой, самой продуктивной, творческой личности характера нет.

Наше общество требует, чтобы у человека был характер и не просто характер, а хороший характер, чтобы он был предсказуемым, управляемым и так далее.

Если у вас есть характер, значит вы выработали ригидную систему. Ваше поведение становится предсказуемым, вы теряете способность свободно контактировать с миром и со своими ресурсами.

Вы реагируете на события согласно одной жесткой схеме, которую предписывает характер.

(Ф.Перлз Гештальт семинары. с. 9)

 Действительно, характер человека больше похож на способы защиты от реальности. Характер, как фиксированное шаблонное поведение, с одной стороны помогает сохранить энергию, но с другой мешает истинному глубокому контакту с реальностью.

Например: "покладистый характер". Да, с таким человеком очень удобно. Но удобно ли этому человеку? Ему, возможно, нравится быть приятным для всех... Только реализует ли он себя? Умеет ли отстаивать свои права?

Или например "добрый характер". Что это значит? Надо ли быть добрым для всех и во всех ситуациях. Часто бывает так: у человека есть образ себя, навязанный значимыми другими, своего рода предписание - будь добрым. И вот, он всю жизнь старается соответствовать этому образу, подавляя свою агрессивность и не считаясь со своими настоящими чувствами: гнева и страха. Агрессивность - это инструмент, необходимый для того, чтобы ставить и добиваться своих целей. Гнев - это топливо. Страх - это "тормозное устройство". Поэтому, человек для которого важно быть "хорошим" и обладать добрым характером - чаще не в состоянии добиваться своих целей, реализовывать свои желания, отстаивать свои позиции. Он делает так, как хорошо другим, а не ему. Доброта - это состояние. Доброжелательность - стиль жизни. Добрым человек становится через понимание этого мира,  через  способность принять этот  мир таким, какой он есть. Человека добрее делают правильные знания о мире, а не долгие тренировки в добродетели.

Или лень. Не думаю, что лень - это черта характера. Это состояние человека в определенных обстоятельствах. Это состояние - следствие глубинных психических процессов. А мы на него ярлык вешаем: он ленивый, тем самым еще более усложняя   ему жизнь.

Или скромность, обидчивость, застенчивость... Это все проявление чувств, эмоций. Важно понимать ситуацию и вести себя в соответствии с этой ситуацией. А если ты всегда проявляешь скромность, или обидчивость - значит реальности ты не видишь, не чувствуешь и не понимаешь, а действуешь по шаблону.

Поэтому, над характером работать не надо. Это будет,   своего рода манипуляция и насилие над собой: будь добрее! будь честным! Ведь характер - это следствие, а не причина.

Пока характера "мало" - его необходимо убирать. Так как характер имеет способность усиливаться. Когда характера становится "много" - его надо "лечить". Я имею в виду - искать глубинные причины и работать с ними.

Как можно "вылечить" характер? Прежде всего, когда мы понимаем и признаем свои проблемы - мы автоматически запускаем внутреннюю программу решения этой проблемы. Главное поменьше задаваться вопросом : почему !!?? (это просто желание найти виноватых) Лучше задавать себе вопрос : как? Например: как я это с собой делаю? как сделать так, чтобы исправить ситуацию. Что мне надо сделать, чтобы был такой-то результат?   Необходимо, в первую     очередь сформировать правильные ценности. Понять : что  для меня важно. Что  важнее: казаться добрым и  милым, или просто с уважением относиться к окружающим... НО и себя не давать обижать, уметь  отстаивать свои права.

Еще, я обнаружила некоторую связь между всеми типами характеров. Можно сказать источник всех "плохих" характеров: усиленное чувство собственной значимости. Можно назвать это гордыней и высокомерие. Гордыня - это искусственный заменитель  человеческому достоинству. Гордыня и высокомерие - показатель незрелости личности, это когда раненый ребенок внутри нас страдает, боится быть брошенным, ненужным, униженным. Поэтому, в системе ценностей надо   найти место и для своего раненого ребенка. Не тонуть в жалости   к себе, но с  пониманием относиться к самому себе. Доброжелательное отношение к себе - основа Я-концепции и,  соответственно,   самооценки.
Лечится гордыня любовью, нежностью, заботой, вниманием... Моральные наставления и упреки, стыд и назидания (в свой адрес или другого) только усиливают защитные механизмы и боль маленького ребенка уходит еще глубже. 

Указывая людям на недостатки их характера – мы тем самым УСИЛИВАЕМ эти недостатки. Если у тебя есть что-нибудь, что сделает
Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • психологи на b17

  • Copyright MyCorp © 2024