Психологическая мастерская Вторник, 23.04.2024, 16:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

Психологическая структура личности.

 

Человек - это  невероятно сложная многоплановая система! Человек одновременно является  существом  биологическим, социальным и духовным. И каждая из этих сфер имеет подсистемы... А сочетание всех трех сфер и систем дает  невероятно огромное количество комбинаций характера, стиля и направленности личности.

Человек, как биологическое существо - называется индивид. Как социальное - личность. Ну а духовное начало человека проявляется в его индивидуальности. 

Как говорится, личностью не рождаются, личностью становятся. Становление личности  - это долгий и сложный процесс, который предполагает развитие в 4-х основных сферах:

-физическая

-интеллектуальная

-эмоциональная 

- духовная

 

Основа личности человека - в его духовном и нравственном развитии.  Если в детстве ребенок освоил основы нравственности, личность человека будет иметь крепкий стержень. Сломать такого человека невозможно. Четкое представление - что такое хорошо, а  что такое плохо - это невероятно полезная для жизни вещь, как бы банально это  не звучало. 

Развитие эмоциональной сферы и сферы чувств - залог успеха в жизни. Это и умение чувствовать и понимать себя, свои желания, потребности, а также умение чувствовать других. Чувства - это наши посредники, соединяющие душу и материальный мир. Эмоциональная зрелость так же важна как и интеллектуальная, как и зрелость во всех сферах. 

Важность развития интеллектуальной и физической сферы достаточно понятно.

Чтобы быть здоровым и умным человеком - важно работать над собой в этих сферах. 

Критерии личности

Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия. Иначе говоря, если он способен преодолевать свои непосредственные побуждения ради чего-то другого. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Этому ребенок учится в дошкольном возрасте. 

Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству своим поведением. Он формируется в подростковом возрасте и выражается в стремлении осознавать свои мотивы и управлять ими.

 

Каждая психологическая школа имеет свое представление о личности человека.

 

Личность можно представить из трех частей (по Фрейду):  

 

СУПЕРЭГО + ЭГО + ИД =

"Я ДОЛЖЕН" + "Я МОГУ" + "Я ХОЧУ"

 

Эта модель показывает, что в человеке, как социальном существе , есть такая часть, которую можно назвать контролирующая (суперэго), есть та часть , которую надо контролировать (ид) и сознательная часть Я (эго).  

Контакт с реальностью будет выглядеть так:

ИД (инстинкты) диктует актуальные  потребности, ЭГО сверяет с той частью , которая называется СУПЕРЭГО, насколько реализация потребности соотносится с ценностями, нравственность и моралью личности, и если все эти три части согласуются друг с другом - человек идет в мир и берет то, что ему надо. То есть, когда то , что я обычно  хочу, согласуется с моими ценностями и нравственными нормами, и согласуется с моими возможностями - проблем психологических не возникает.  

Нарушения  контакта с реальностью будет выглядеть так:

-При очень сильном давлении СУПЕРЭГО  желания человека будут подавляться. Потребности не будут удовлетворены, а контакт с реальностью нарушен. Часть реальности будет неосознанной, ее заменит мир фантазий. Подавленные  импульсы (чувства и эмоции) сформируют блоки в теле, вызывая неврозы.

-При неконтролируемом ИД, человек будет удовлетворять желания, нарушая границы других людей. Контакт с реальностью так же будет нарушен. Часть реальности  будет неосознанной. Будет сформирован другой вид защит. 

 

 Структура личности в транзактном анализе:

 

РОДИТЕЛЬ - ВЗРОСЛЫЙ - РЕБЕНОК

 

Эта схема хорошо объясняет состояние человека в процессе непосредственного общения. Помогает разобраться в созависимых отношениях. Хорошо разобрать эти состояния ( то есть выделить и проанализировать по отдельности) исследуя травму, при работе  с "травмированным ребенком" внутри нас.

 

- Структура личности в НЛП

Чаще используется эта схема в психологии успеха, гендерной.  

Этой схемой можно объяснить как человек общается, принимает важные решения. Можно объяснить также причину некоторых межличностных конфликтов. 

Кода мы только познакомились с человеком, сначала мы наблюдаем  "внешние слои его личности" : его окружение и поведение. Далее вы можем узнать о его способностях, возможностях. И только когда мы хорошо узнали друг друга и приняли, уместно проникать в глубинные слои ценностей и смыслов. Причем, делать надо это очень осторожно. Ведь большая часть серьезных конфликтов возникает на почве неуважительного или невнимательного отношения к ценностям другого. 

Еще полезно учитывать при знакомстве и дальнейшем общении, что внешняя оболочка может не выражать внутреннего содержания. Человек не есть то, что он говорит, он то, что он делает. 

 

(продолжение следует)

 

 
Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • психологи на b17

  • Copyright MyCorp © 2024