Меню сайта |
|
|
Наш опрос |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
Психологическая структура личности.
Человек - это невероятно сложная многоплановая система! Человек одновременно является существом биологическим, социальным и духовным. И каждая из этих сфер имеет подсистемы... А сочетание всех трех сфер и систем дает невероятно огромное количество комбинаций характера, стиля и направленности личности.
Человек, как биологическое существо - называется индивид. Как социальное - личность. Ну а духовное начало человека проявляется в его индивидуальности.
Как говорится, личностью не рождаются, личностью становятся. Становление личности - это долгий и сложный процесс, который предполагает развитие в 4-х основных сферах:
-физическая
-интеллектуальная
-эмоциональная
- духовная
Основа личности человека - в его духовном и нравственном развитии. Если в детстве ребенок освоил основы нравственности, личность человека будет иметь крепкий стержень. Сломать такого человека невозможно. Четкое представление - что такое хорошо, а что такое плохо - это невероятно полезная для жизни вещь, как бы банально это не звучало.
Развитие эмоциональной сферы и сферы чувств - залог успеха в жизни. Это и умение чувствовать и понимать себя, свои желания, потребности, а также умение чувствовать других. Чувства - это наши посредники, соединяющие душу и материальный мир. Эмоциональная зрелость так же важна как и интеллектуальная, как и зрелость во всех сферах.
Важность развития интеллектуальной и физической сферы достаточно понятно.
Чтобы быть здоровым и умным человеком - важно работать над собой в этих сферах.
Критерии личности
Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия. Иначе говоря, если он способен преодолевать свои непосредственные побуждения ради чего-то другого. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Этому ребенок учится в дошкольном возрасте.
Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству своим поведением. Он формируется в подростковом возрасте и выражается в стремлении осознавать свои мотивы и управлять ими.
Каждая психологическая школа имеет свое представление о личности человека.
Личность можно представить из трех частей (по Фрейду):
СУПЕРЭГО + ЭГО + ИД =
"Я ДОЛЖЕН" + "Я МОГУ" + "Я ХОЧУ"
Эта модель показывает, что в человеке, как социальном существе , есть такая часть, которую можно назвать контролирующая (суперэго), есть та часть , которую надо контролировать (ид) и сознательная часть Я (эго).
Контакт с реальностью будет выглядеть так:
ИД (инстинкты) диктует актуальные потребности, ЭГО сверяет с той частью , которая называется СУПЕРЭГО, насколько реализация потребности соотносится с ценностями, нравственность и моралью личности, и если все эти три части согласуются друг с другом - человек идет в мир и берет то, что ему надо. То есть, когда то , что я обычно хочу, согласуется с моими ценностями и нравственными нормами, и согласуется с моими возможностями - проблем психологических не возникает.
Нарушения контакта с реальностью будет выглядеть так:
-При очень сильном давлении СУПЕРЭГО желания человека будут подавляться. Потребности не будут удовлетворены, а контакт с реальностью нарушен. Часть реальности будет неосознанной, ее заменит мир фантазий. Подавленные импульсы (чувства и эмоции) сформируют блоки в теле, вызывая неврозы.
-При неконтролируемом ИД, человек будет удовлетворять желания, нарушая границы других людей. Контакт с реальностью так же будет нарушен. Часть реальности будет неосознанной. Будет сформирован другой вид защит.
Структура личности в транзактном анализе:
РОДИТЕЛЬ - ВЗРОСЛЫЙ - РЕБЕНОК
Эта схема хорошо объясняет состояние человека в процессе непосредственного общения. Помогает разобраться в созависимых отношениях. Хорошо разобрать эти состояния ( то есть выделить и проанализировать по отдельности) исследуя травму, при работе с "травмированным ребенком" внутри нас.
- Структура личности в НЛП
Чаще используется эта схема в психологии успеха, гендерной.
Этой схемой можно объяснить как человек общается, принимает важные решения. Можно объяснить также причину некоторых межличностных конфликтов.
Кода мы только познакомились с человеком, сначала мы наблюдаем "внешние слои его личности" : его окружение и поведение. Далее вы можем узнать о его способностях, возможностях. И только когда мы хорошо узнали друг друга и приняли, уместно проникать в глубинные слои ценностей и смыслов. Причем, делать надо это очень осторожно. Ведь большая часть серьезных конфликтов возникает на почве неуважительного или невнимательного отношения к ценностям другого.
Еще полезно учитывать при знакомстве и дальнейшем общении, что внешняя оболочка может не выражать внутреннего содержания. Человек не есть то, что он говорит, он то, что он делает.
(продолжение следует)
|
|
Вход на сайт |
|
|
Поиск |
|
|
Календарь |
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
|