39 сюжетов для мысленных игр
1. Игра "Катастрофа". Любители этой игры фантазируют не только об автокатастрофах, но и о том, как будет ужасно, если их ограбят, сгорит их дом, изнасилуют жену или убьют детей. Возникновению такого рода страхов способствует и обилие сцен насилия в телепередачах. В исследовании американских психологов Гербнера и Гросса людям предлагалось оценить, какова вероятность того, что они станут жертвой насилия в течение одной недели. Оказалось, что любители телевизионных передач, проводившие перед телевизором четыре и более часов в день, оценили эту возможность в 50%, в то время как те, кто смотрит телевизор менее двух часов в день, — в 10%. Реально же вероятность такого происшествия менее 1%. Таким образом, теле- и киноиндустрия "помогает" людям с недостаточно богатым воображением фантазировать о мыслимых и немыслимых катастрофах, бедствиях, несчастьях, и особенно это ей удается с помощью фильмов ужасов, таких, например, как "Челюсти" или "Землетрясение".
Некоторые жители Калифорнии любят мучить себя, представляя ужасы землетрясения. Мне кажется, в этом случае можно сказать себе примерно следующее: "Я боюсь, что в этом году произойдет землетрясение, и не знаю, что со мной будет. Я понимаю, что это просто фантазия. Никаких практических идей мне в голову не приходит, я просто, постоянно возвращаясь к одной и той же мысли, довожу себя до такого состояния, что начинаю задыхаться. Но ведь на шкале Рихтера 0!"
2. Игра "Если бы я...". Суть ее состоит в мысленном возвращении в прошлое и мучительном сожалении о сделанном (или несделанном).
Например: "Как было бы хорошо, если б я,
– не женился,
– не разводился,
– не устроился на эту работу,
– не бросил институт,
– не поступил в институт
и т.п."
Или: "Эх, если б я:
– был терпеливее (требовательнее, самокритичнее) с женой (детьми, родителями, сослуживцами),
– купил этот участок земли, а не брал его в аренду,
– вложил свой капитал в 1945 году в фирму Ай-би-эм и т.п."
В этой игре ваш Внутренний Критик требует, чтобы вы проявили уникальную способность прогнозировать свое будущее, и наказывает вас за то, что вы этого не умеете. Фактически же, играя в игру "Если бы я...", вы отказываетесь признавать реально существующие в жизни взлеты и падения, хотя именно они могут способствовать вашему личностному росту.
3. Игра "Это он виноват...". В этой игре вы обвиняете кого-то:
– ты недостаточно внимателен,
– ты не умеешь любить,
– ты совсем обо мне не думаешь,
– ты обманщик,
– ты жестокий!
Или жалуетесь: "Посмотрите, что он со мной сделал..."
Примером может служить один из моих пациентов, Эдвард. За свои шестьдесят лет он накопил многокилометровый хвост "несправедливостей", своего рода "розарий обид", и теперь занимается только тем, что рассказывает о них другим и самому себе. Подобная фиксация и постоянное возвращение к прошлым обидам сдерживают конструктивную деятельность в настоящем.
4. Игра "Идеальный вариант". Здесь рассуждения таковы: "Если я это сделаю, произойдет что-то плохое. Но и если не сделаю, тоже случится нечто ужасное!" Однако, в результате самонаблюдения можно прийти к следующему выводу: "Я снова пытаюсь найти идеальный вариант на будущее, хотя понимаю, что его не существует. Мне просто необходим предлог, чтобы ничего не делать. Может быть тогда проще сказать себе, что я пока не готов предпринимать какие-либо действия. Это избавит меня от мучений".
5. Игра "Как я ужасен!..". "Меня никто не любит, потому что я:
– толстый,
– худой,
– молодой,
– старый
и т.п."
Но откуда, собственно, вы это знаете? "Никто не любит" — это довольно сильное утверждение. Меня настораживают слова "никто", "все", "никогда". Кто вас не любит? Может быть вы сами не любите себя из-за того, например, что вы "слишком толстый". Всякий раз, когда вам кажется, что кто-то другой плохо думает о вас или относится к вам определенным образом, убедитесь сначала, что вы не приписываете ему ваши собственные мысли и чувства. Вспомните старую шутку: "Меня никто не любит, потому что я такой толстый... А если кто и полюбит, то я не стану иметь с ним дело — у него плохой вкус. Только человек, достойный презрения, способен любить такую личность, как я".
6. Игра "Я опять все сделал не так...". В игре вы мучаете себя сомнениями, не забыли, не упустили ли вы что-то важное, не сделали ли ошибку и т.д. Отправившись, например, развлечься с друзьями, любитель подобной игры начинает беспокоиться, запер ли он дверь своей квартиры, и либо думает об этом весь вечер, не находя себе места, либо возвращается домой, чтобы "полюбоваться" на запертую дверь, заставляя всех опаздывать в кино.
7. Игра "Он лучше". Играющий в эту игру рассуждает примерно так: "Я уверен, что:
– шеф больше любит его, чем меня,
– люди считают его более привлекательным,
– он зарабатывает больше,
– он счастливее,
– у него лучше с сексом
и т.п."
Выбрав кого-нибудь, кого они считают "лучше", играющие в игру "Он лучше" постоянно сравнивают себя с этим человеком, чрезвычайно страдая от этого. Более всего подходит для такого сравнения одноклассник, ставший:
– судьей высшей категории,
– членом конгресса,
– знаменитым писателем,
– наконец, миллионером.
Заметьте, однако, что отказавшись от мысленных сравнений, вы сразу избавите себя и от страданий.
8. Игра "Упреки". "Если бы не ты, мы могли бы... Это ты один виноват в том, что моя жизнь разбита".
9. Игра "Дырки в бублике". "Я бы хотел, чтобы она для меня сделала то-то и то-то". При этом совершенно игнорируется все то, что она делает для него в реальности. (Не замечая бублик, он видит лишь дырку в нем.)
10. "Пессимист". "Зачем стараться? Что бы я ни сделал, все равно лучше не будет".
11. Игра "Что скажут соседи?". "А что подумают люди, если:
– я разведусь с женой?
– я не разведусь с женой?
– моего сына выгонят из института?
– я объявлю о своем банкротстве?
– я сменю работу?
и т.д."
12. Игра "Сентиментальные воспоминания". Эта игра подходит для супружеских пар пожилого возраста, однако и молодые люди могут извлечь из нее пользу. "Как было чудесно, когда:
– дети были маленькими,
– у нас не было детей,
– мы жили в деревне,
– моя мать была жива
и т.п."
13. Игра "Я не могу реализовать свои возможности". "Я всего лишь ______, хотя мог бы ______".
Во всех этих тринадцати играх, к которым вы без труда сможете добавить и остальные двадцать шесть, есть некоторые общие моменты: они порождают отрицательные чувства, на них тратится значительное количество времени, они не позволяют человеку осознать свое настоящее, приковывая его мысли к прошлому или будущему. Если вы почувствуете себя несчастным, попытайтесь найти "источник" этого чувства. Возможно вы "развлекаетесь" фантазиями или играми о прошлом или будущем. Страх перед будущим и сожаление о прошлом — вот две тучи, скрывающие солнечный свет настоящего.
|