Психологическая мастерская Пятница, 26.04.2024, 22:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

Моделирование ресурсных состояний

 

Ресурсное состояние - Психофизиологическая и психическая готовность к решению поставленных задач. 
   Под ресурсным состоянием обычно подразумевается некоторое индивидуальное функциональное состояние человека, то есть свойственное лишь данному человеку представление о собственном (идеальном) ресурсном состоянии. Вместе с тем, существует не только субъективное представление о собственном ресурсном состоянии, но и объективное положение дел. Самому человеку может казаться, что он лучше всего справляется с поставленными задачами в таком-то состоянии (с такими-то параметрами), хотя на самом деле это может быть далеко от истины. 
  Наиболее важные характеристики ресурсного состояния: 
   - настроенность, 
   - идеальный уровень тонуса, 
   - активизация психических процессов. 
   Ресурсное состояние сильно зависит от характера деятельности. Так в одних видах деятельности (связанных обычно с творчеством или общением, очень сложной интеллектуальной деятельностью) большое значение имеет вдохновение, основанное на интуиции. В других видах деятельности вдохновение и интуиция могут принести непоправимый вред делу, поэтому большое значение имеет спокойный рационализм (политика, бизнес, инженерия). 
   Для одних видов деятельности ресурсное состояние характеризуется высочайшим видом тонуса (в этих видах деятельности, например в спорте, принципиально важно добиться максимума эффекта в кратчайшее время, как бы "проломить" ситуацию). В других видах деятельности важен умеренный тонус (например в преподавательской или офисной работе). 
   У одного человека может быть несколько ресурсных состояний, в зависимости от предстоящей деятельности. 

 


   Для управления собственными ресурсными состояниями очень важно точно рефлексировать каждое из них, не впадая в иллюзии. При анализе ресурсных состояний важно опираться на объективные характеристики деятельности (сколько успел по работе - в килограммах, байтах или рублях, смог ли придумать очередной музыкальный шедевр, нашлось ли интересное решение проблемы и т.д.) Желательно также иметь довольно яркое представление о собственных ресурсных состояниях.
(источник http://azps.ru/articles/states/resursnoe_sostoyanie.html)

 

Техника моделирования ресурсных состояний

 

Достаточное количество людей в настоящее время хотят либо улучшить имеющиеся у них способности, например, литературные, либо, в случае отсутствия какой-либо желаемой способности, получить или приобрести ее тем или иным путем.
Основной вопрос, который задают себе неудовлетворенные своими способностями люди, в этом случае будет звучать так: как осуществить то, что я хочу? Что нужно, чтобы я мог, например, хорошо и легко писать рассказы? Что нужно, чтобы я быстро и эффективно выучил английский/испанский/китайский язык?

Думаю, в первую очередь необходимо придти в состояние, когда и пишется легко – как будто слова приходят неоткуда, и изучение языков происходит с радостью, все запоминается и в ситуации общения с носителями нужные слова и фразы без напряжения выскакивают. Другими словами, как сейчас принято говорить, необходимо придти в ресурсное состояние. На мой взгляд, практически все направления развития и саморазвития, способы совершенствования, техники в первую очередь делают именно это: во-первых, обучают находить у себя необходимые ресурсные состояние, а во-вторых – входить в необходимое ресурсное состояние по собственному желанию. В любой момент времени.

Я применяю для себя и в ходе работы с клиентами моделирование ресурсных состояний с использованием Чистого языка Дэвида Гроува. Об этом и будет моя статья. И для дальнейшего однозначного понимания терминов я, прежде всего, расшифрую то, о чем я только, что сказал. Конечно, это только мои трактовки, может быть, есть и более академические:

Ресурсное состояние – состояние, в котором все делается легко, без надрывов и напрягов, быстро и эффективно.
Моделирование – процесс наблюдения как другие люди успешно что-то делают, осознания, что именно они делают и копирование их успешных действий. Основная идея моделирования – если кто-то умеет что-то делать хорошо, то и любой другой может также делать подобное дело хорошо.
Чистый язык – способ ведения разговора, в частности задавание «чистых» вопросов, то есть вопросов, в которых максимально сведено на «нет» использование задающим вопрос собственных метафор, гипотез, мнений и оценок (независимо от того, с каким намерением он хотел бы это сделать).
Дэвид Гроув – новозеландский психотерапевт, ученый и мыслитель. Гроув много работал с метафорами клиентов и метафорическим ландшафтом, то есть, внутренним (иногда и внешним) пространством клиента, где живут его (клиента) метафоры. Основный посыл Гроува: «metaphor knows itself» — что в контексте его подхода означает — метафора сама находит выход, главное, выстроить процесс оптимальным образом (без лишних интервенций) и не мешать метафоре самой, выполнить работу.

Продолжая тему метафор и приближаясь к описанию собственно техники, я хочу добавить, что метафора всегда является отражением состояний, чувств, эмоций человека. Или, другими словами, метафора всегда психоактивна. И именно в ее психоактивности заключается хорошая новость для нас – мы можем, исследуя и трансформируя метафору трансформировать наши состояния, чувства и эмоции. И даже больше, я думаю, через изменение метафоры мы может воздействовать на наши ценности и убеждения, и изменять их. И даже замахнусь на большее – а уж через изменение ценностей и убеждений, изменять свою жизнь!

Итак, начинаем учиться моделировать полезный ресурс путем развития метафоры для него. Для примера, предлагаю взять следующее ресурсное состояние «наилучший (наиболее эффективный) способ обучения». Сразу скажу, что для дальнейшего описания я использовал материалы прекрасной книги «Clean language. Revealing metaphors and opening minds», которую написали Венди Селливан и Джуди Риз (Wendy Sullivan and Judy Rees). Книгу эту мне рекомендовал Олег Матвеев, на тренинге которого я познакомился с Чистым языком и Символическим моделированием. Если вы владеете английским языком, очень рекомендую прочитать эту книгу.

Лично я последний раз применял моделирование ресурсного состояния, исследуя стратегию наилучшего способа изучения английского языка. Результаты работы меня более чем устроили, и, что интересно, удивили — я-то думал наивно, что уже все о себе знаю. Ан нет, покой мне только сниться.

Что будете моделировать вы, решать вам. Вы можете использовать эту структуру для моделирования любого своего навыка, способности. Для этой работы вам потребуется тихое место, около 30 минут, ручка, несколько листов бумаги. Относительно 30 минут – как вы понимаете, в таком деликатном деле, как погружении внутрь себя, не может быть точных указаний: «смотри пристально на свою метафору ровно 5 минут! И не секундой меньше, иначе….». 30 минут – приблизительное, рекомендуемое время.

Цель моделирования для себя, выбранного нами для примера, полезного ресурса «наилучший (наиболее эффективный) способ обучения» состоит в том, что в ходе процесса моделирования вы узнаете больше о том, каким образом вы наиболее эффективно обучаетесь, что является помощью в процессе обучения, а что помехой. Имея в конце процесса моделирования всю необходимую информацию, в дальнейшем вы сможете наилучшим образом входить в желаемое ресурсное состояние и продолжать его столько, сколько вам нужно.

Вся работа состоит из 5 этапов, как это рекомендуют Венди Селливан и Джуди Риз.

 

Этап 1. Нахождение вашей метафоры

Начните с обсуждения с самим собой вопроса: Когда я эффективно учусь, я похож…. на что (или на кого)?
Цель этого этапа обнаружить свою собственную метафору самого себя, эффективно обучающегося. Кем или чем вы представляете себя, когда вы обучаетесь что-то делать наиболее хорошо, наиболее эффективно. Эту метафору вы используете как начальную точку работы.
Например, подобной метафорой это может быть:

Я — пчелка, летающая от цветка к цветку и собирающая пыльцу или мед с каждого цветка.
Я — симпатичный щенок, радостный, полностью погруженный в игру с мячиком.
Я — исследователь (Индиана Джонс), пробирающийся через полную опасностей неизвестную территорию.
Я — бурный поток реки, набирающий силу и мощь по мере приближения к месту впадения в море.
Я — включенная лампочка, несущая свет.
И так далее.
И это только предположения, ваша метафора, скорее всего, будет сильно отличаться от примеров.
Когда у вас уже будет ответ, запишите его, или, что еще лучше, сделайте быстрый рисунок вашей метафоры.

Этап 2. Развитие атрибутов (характеристик) вашей метафоры

Ваша следующая задача – задавать себе в течение «проясняющие» вопросы с целью узнать как можно больше о метафоре. Ваша цель состоит в том, чтобы получить детализированные «имя и адрес» самой метафоры, другие характеристики, и если у метафоры существуют элементы (будем обозначать их – X, Y, Z), то получить имена и характеристики для каждого элемента метафоры. Кроме того, получить информацию относительно связей (взаимоотношений) этих элементов между собой.
Вы можете задавать «проясняющие» вопросы в любом порядке, а также можете задавать один и тот же вопрос столько раз, сколько посчитаете нужным. И еще, вы можете конструировать свои собственные проясняющие вопросы.

Проясняющие вопросы:

И… это «имя моей метафоры» — это что? (Прояснение качеств, природы, характера, сущности метафоры).
Есть что-нибудь еще об этом…. «имя моей метафоры»?
И где местонахождение…. «имя моей метафоры»? (В пространстве, в теле, в любом месте).
Прим. Если вы выявили для исследования какие-то элементы метафоры, то задавайте такие же проясняющие вопросы в отношении элементов.

И…. это «элемент Х (Y, Z) метафоры» — что это?
Есть что-нибудь еще об этом…. «элемент Х (Y, Z) метафоры»?
И где местонахождение «элемент Х (Y, Z) метафоры»?
И есть какая-нибудь связь между X и Y?
И когда X, что происходит с Y?
Вы можете заметить, что в то время как вы открываете для себя все больше информации о метафоре, вы начинаете чувствовать и «проживать» ее.

Этап 3. Нахождение последовательности событий и источника вашей метафоры

Теперь, задавайте себе вопросы об источнике метафоры и последовательности событий:

Что происходило с…. «моя метафора» непосредственно до текущего момента?
Что происходит с…. «моя метафора» теперь?
Что происходит с…. «моя метафора» потом?
Откуда эта….. «моя метафора» могла бы появиться/родиться/придти?
И здесь также, используйте вопросы в любой последовательности и задавая их нужное вам количество раз. Ваша цель обнаружить в метафорической форме последовательность событий, активностей, которые проводят к вашему наилучшему и наиболее эффективному обучению или самостоятельному научению.

На этом этапе важно исследовать место (время) рождения метафоры и этапы ее развития. Скорее всего, в метафорической форме вы сможете отметить как те события, ситуации, когда вы обучались наиболее эффективно, как и те, когда обучались, мягко скажем «не очень», или вообще откладывали обучение в долгий ящик – ну не лежит душа учиться сейчас.
На этом этапе вы обязательно найдете: где вы в процессе своего наилучшего обучения в настоящее время. И это будет основой для следующего этапа.

Этап 4. Обнаружение условий/состояний, необходимых для вхождения в наилучшее состояние обучения

Цель этапа является определить: что должно произойти, чтобы вы вошли в свой ресурсный источник, когда он вам нужен? Для этого этапа, выделите себе столько времени, сколько будет нужно – не ограничивайте себя. На мой взгляд, этот этап в работе – самый важный.

Задайте себе вопросы в любой последовательности, которая покажется вам важной и/или необходимой. И если посчитаете нужным, создайте свои собственные вопросы.

Что должно произойти, чтобы я вошел в…. «моя метафора»?
Есть что-нибудь еще, что должно произойти?
Запишите свои ответы на эти вопросы, создавая список необходимых условий/состояний.
И затем спросите себя относительно каждого, записанного вами условия/состояния: Это условие/состояние может произойти (иметь место)?

Например, если выявленное условия для входа в ресурсное состояние – «мне нужно несколько раз сжимать губку («губка» — метафора), выдавливая лень (неохоту и т.д.)», то в этом случае спросите себя: «Я могу сжимать эту губку несколько раз?»
Хорошо, если вы обнаружили, что должно произойти, чтобы вы вошли в ресурсное состояние наилучшего обучения. Если – сразу не обнаружили, не отчаивайтесь, и задайте себе вопрос: Что нужно, чтобы это условие/состояние осуществилось?

Продолжайте исследовать. Ваши дальнейшие исследования – это дефрагментация ресурсного состояния: вы разбиваете, пока еще неясное и не выполнимое для вас условие/состояние, на компоненты (элементы, детали), того размеры и типа, которые вы сможете достичь. Разбиваете на несколько простых, доступных компонентов, может быть уже не раз успешно деланных в прошлом, и потому не страшных:)).

Этап 5. Итоговый.

Запишите, зарисуйте то, что вы уже знаете о том, как и когда вы наилучшим образом обучаетесь. В свои записи, картинки включите информацию об условиях/состояниях, которые необходимы, чтобы входить в это состояние наилучшего обучения. Можете сделать этакую красочную «карту ума».

И теперь, когда вы все узнали об этом состоянии, задайте себе итоговый вопрос: что я могу сделать по-другому (иначе, чем делал раньше), когда я захочу обучаться чему-либо наилучшим способом?
И, что еще я смогу сделать по-другому? И… что еще?

Запишите ответы и… выполняйте. У вас получиться, я не сомневаюсь.

P.S. В ходе написания статьи у меня родилась здравая, как мне кажется, мысль: поиск и нахождение условий/состояний, в которых мы обучаемся делать что-то наилучшим образом, по сути, является поиском и нахождения алгоритма творчества.

(источник http://olegshen.com/self-modeling/)

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • психологи на b17

  • Copyright MyCorp © 2024